Статьи
  • Главная
  • Тёмная сторона украинского бизнеса: конкуренты и как с ними...

Тёмная сторона украинского бизнеса: конкуренты и как с ними...

Ритейл, рынок недвижимости и производство переживают не лучшие времена. А право собственности, кажется, еще никогда не было таким незащищенным со времен начала 1990-х. Конкуренты могут подвинуть бизнес самым извращенным способом.

«Все и сразу» – именно такое ведение бизнеса становится нормой. Опережать тренды, чувствовать рынки, сочетать гибкость и напористость в ежедневной рутине – это долго и не всегда под силу предпринимателю.

Подкрепить такое мнение статистикой с официальных источников вряд ли получится – оно сформировано исключительно из практики и анализа текущего положения дел по защите бизнеса на юридическом рынке. В делах по защите активов мы с коллегами сталкиваемся с чередой познавательных и жутких по своей извращенности кейсов давления на бизнес. Все они с разными обличиями, в разных отраслях, но есть общие критерии, которые дают возможность определить реальные источники угроз. Если разобрать примеры, связанные с посягательствами на активы предприятий, истинные причины вторжений становятся очевидными.

Заказные проверки. Представители одного производственного предприятия с налаженными производственными процессами в пищевых технологиях вынужденно обратились за помощью. Они на рынке уже более семи лет, ничем не уступают западным партнерам по технологичности. И вот, к ним зачастили комиссии, созданные сомнительным внутренним приказом гражданского госоргана.

В состав этой «необычной» комиссии вошли представители правоохранителей. Что интересно, это именно те силовики, которые по своим должностным обязанностям должны присматривать за внешней разведывательной деятельностью в экономической сфере и действовать исключительно в рамках уголовных производств. Но точно не пересчитывать площади территории, занимаемой предприятием. Как выяснилось и подтвердилось позже – силовики приняли дорогой «заказ» от конкурентов по бизнесу, но действовать решили руками скромного гражданского государственного учреждения.

Неутомимые активисты. В компанию по энергоэффективности неожиданно стали приходить один за другим запросы от правоохранительных органов. Позже они сменились вызовами на допросы сотрудников предприятия. Поскольку дело фактовое, то ознакомиться с материалами, естественно, никто не дал. Общую картину пришлось восстанавливать аналитическим путем и тонкостями законодательства. Каково же было удивление, когда стало ясно, что инициатором уголовного производства была общественная организация. Но удивление быстро прошло: член правления общественной организации «по совместительству» был учредителем конкурирующей компании.

Что такое конкуренция «по-украински»? Почему теории из западных учебников по менеджменту, конкуренции и управлению рисками еще долго не смогут быть применены на практике в Украине? И почему национальные вузы с их архаическими программами обучения, основанными на идеальных моделях поведения и преподавательским составом, изредка имеющим отношение к практике, не дадут рынку квалифицированных специалистов? Тех специалистов, которые готовы приступить к работе без переламывания навыков и адаптации к реалиям отечественной экономики предприятий.

Потому что в то время, когда в Сан-Франциско на августовском саммите SU Global Summit – 2018 обсуждаются экспоненциальные технологии, их влияние на бизнес в ближайшие 10 лет, наш бизнесмен вынужден думать о том, как защитить свой бизнес. А защищать есть от кого.

От кого приходится защищать бизнес?

Конечно же, в первую очередь, от конкурентов. Конкуренция в экономике – это состязание между экономическими субъектами за эффективное использование факторов производства. Именно факторов производства.  Но отечественный менталитет не предусматривает делать производство более эффективным, технологичным, качественным и доступным. В отличие от экономически развитых стран в Украине даже не прижились такие понятия как «конкурентная разведка» или «промышленный шпионаж», потому как никому не требуется информационно-аналитическая работа по сбору информации о новых технологиях, каналах сбыта, внутренних маркетинговых исследованиях и прочее для повышения финансового результата деятельности компании.

Как действуют конкуренты на отечественном рынке? 1. Рейдерят, используя человеческий фактор и слабые стороны в юридических и регуляторных механизмах. 2. Вступают в сговор с правоохранительными и контролирующими органами с целью уголовного преследования или же лишений прав на лицензии и ключевые виды деятельности. 3. Реализовывают «черный» PR в отношении компании или менеджмента с целью ухудшения имиджа. Как правило, это малобюджетный, а оттого и несистемный подход. 

Вторые по списку – правоохранители. Анализируя фактовые уголовные производства, определения суда о временном доступе к вещам и документам, письменные запросы, вовлечение гражданских государственных структур, складывается впечатление, что силовики – тоже конкуренты. Их куда больше интересует сам бизнес, его доходность и обороты, нежели соблюдение законности в деятельности предприятия. Они вполне серьезно полагают, что государство им недоплачивает, и потому предпочитают решили сами определять и планировать свой годовой доход. По той же схеме «все и сразу». Благо, государство предоставило им достаточно ресурса: возможность собирать информацию оперативным путем, использовать спецсредства для негласного снятия информации с каналов связи и огромный по масштабу человеческий ресурс. Масла в огонь подольют и политические решения по наполнению бюджета в связи с непонятной ситуацией по кредиту МВФ и угрозой дефолта.

Третьим по счету, но от того не менее важным, есть факт наличия в стране гражданских активистов и общественных организаций, количество которых за последнее время возросло до невиданных ранее масштабов. Общественные организации, как и всякое явление, изначально направленное на благие цели, имеет свою темную сторону. На сегодняшний день часть активистов и членов общественных организаций стали инструментом для давления.

Так называемые акции несогласия, действия разрушительного характера, участие в формировании общественного мнения, делает активистов дополнительным весомым рычагом управления для влияния на бизнес. Чего таить, некоторые общественные организации часто по собственной инициативе занимаются сбором информации, в том числе и через официальные запросы в госорганы. Конечная цель этих мероприятий – вытянуть собственника за стол переговоров и начать торги. Все как в конкурентном бизнесе. Только результатом переговоров будет не слияние или поглощение, а получение откупа или взятие под свое «крыло защиты».

Сложилось так, что предприниматель должен защищать себя сам и, зарабатывая деньги, помнить о статье расходов «на защиту бизнеса» как обязательной.

Оставьте свой E-mail чтобы получать свежие новости и актуальные предложения.
Есть вопросы?
Мы на связи и всегда готовы помочь решить Вашу проблему не словом, а делом!
Получить консультацию
Почему Адвокатское бюро "Герман и Партнеры"?

Мы всегда стоим на страже Ваших интересов и готовы защитить от случая

Профессионализм
8 лет практики
300 выигранных дел
Надежность
Конфиденциальность, персонализированный договор
Оперативность
Время – деньги,
100 % соблюдение сроков
Честность
Прозрачные условия,
аргументированные цены
Обратный звонок
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваши данные в сохранности и будут использованы только для оперативной связи с Вами!
×
Оформить заявку
Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Ваш телефон:
Ваши данные в сохранности и будут использованы только для оперативной связи с Вами!
×
Заявка на консультацию
Ваше имя:
Ваш телефон:
Ваше сообщение:
Ваши данные в сохранности и будут использованы только для оперативной связи с Вами!
×
Оставить отзыв
Ваше имя:
Ваш E-Mail: (не публикуется на сайте)
Ваш отзыв:
Ваши данные в сохранности и будут использованы только для оперативной связи с Вами!
×