Комплаенс во время войны
Что такое комплаенс и важно ли его внедрять во время войны украинскому бизнесу?
Комплаенс – это соответствие определенным стандартам и требованиям, в том числе и законным нормам. То есть нести ответственность за ведение своего бизнеса, как внутригосударственную деятельность, так и внешнюю.
Спрос на комплаенс-культуру возник с 2016 года на фоне борьбы с незаконным отмыванием денег и борьбой с коррупцией и набирает обороты, тем более сегодня.
Основной риск для нашей экономики и для иностранных инвесторов – это коррупция, мошенничество, рейдерство, недобросовестная конкуренция, теневой рынок труда и прочее.
Поэтому ускоренное погружение в сферу комплаенс-культуры поддерживается не только регулированием государства, но и требованиями внешних бизнес-партнеров и требованиями к украинскому производству и поставщикам.
В современных условиях украинский бизнес пошатнулся. Все направления бизнеса, от малого до большого, ищут пути для расширения горизонтов рынка, в основном ища:
- партнерство с западными компаниями;
- грантовой зарубежной поддержки;
- получение кредитной помощи и т.п.
В условиях войны западные компании стали еще осторожнее в отношениях с резидентами Украины. Они начали тщательно проверять бенефициаров и происхождение их средств и компаний.
Обязательно проверяется связанность компаний с публичными лицами и коррупционные схемы.
Комплаенсы проходят как юридические лица, так и физические. Это нужно также принимать во внимание.
Чаще они сталкиваются с начальным комплаенсом в банках при открытии счетов, а затем совершения операций по ним.
Также процедуру комплаенса вводят:
• страховые компании,
• нотариусы,
• крупные трейдинговые компании, которые при заключении договоров хотят убедиться, что не имеют дела с отмыванием грязных средств.
В настоящее время это стандартная процедура в любых государственных органах за границей.
Какие конкретные примеры комплаенс-процедуры на сегодня в Украине?
На сегодняшний день наиболее распространенным проблемным моментом для физических лиц является законность происхождения у них их состояния.
Бывает частый вопрос: «Как объяснить подарок компании от постоянного клиента?».
Взятка или подарок могут быть оценочными понятиями. Например, за границей очень трудно объяснить почему посторонние друг другу лица вообще что-нибудь дарят. Они автоматически считают это взяткой или откатом.
Из опыта нашего адвокатского бюро на памяти такой пример: клиенту, физическому лицу необходимо объяснить банку откуда у него 10 млн. грн. наличными и разблокировать счет. Сам он этого сделать не может.
Мы за него собрали всю информацию и выяснили, что у него в течение 27 лет были продажи недвижимости, автомобилей и корпоративных прав.
Собрав из архива все соответствующие документы, мы показали, что это деньги, которые клиент просто хранил и никуда не вкладывал.
Таким образом, мы доказали законность состояния клиента и его счета были разблокированы.
Чтобы предотвратить такие риски, как на примере блокировки счетов, важно с самого начала внедрять комплаенс-культуру в вашу деятельность.
Кто выступает ответственным в компании за комплайенс?
Комплаенс – контроль ведут определенные специальные сотрудники компании, либо целые отделы, либо службы (в основном в крупных компаниях), на которых возложена ответственность за это. Они контролируют, чтобы все действия компании соответствовали действующему законодательству и следят за репутационными моментами.
Если компания не может держать отдельный отдел управления комплаенсом, ответственными лицами могут быть:
- руководство;
- финансовый директор/бухгалтер;
- юридическая фирма в отдаленном сотрудничестве (аутсорсинг).
Чем чревато отсутствие комплаенс-контроля?
Если по запросу не предоставляется вся информация, или она не отвечает с точки зрения законности, юридическое или физическое лицо НЕ МОЖЕТ:
- получить необходимый кредит или другую банковскую услугу;
- проводить любые операции по счетам;
- разблокировать корпоративные или личные счета;
- получить необходимый грант или инвестиции на развитие или воплощение определенного проекта (при подаче документов на грантовую поддержку).
А также, кроме этого:
- админштрафы;
- санкции в отношении должностных лиц;
- отмена лицензии;
- назначение выездных проверок и т.д.
Зачем еще можно задействовать комплаенс-процедуры?
К тому же такая процедура будет кстати, если вы решили объединиться и с отечественной компанией. Убедиться, что вы не попадете в передрягу, необходимо до момента слияния, ведь последствия могут быть очень критичными в дальнейшей работе.
Задумайтесь по поводу вашего бизнеса: возможно комплаенс станет для вас конкурентным преимуществом на пути успеха!
Наше адвокатское бюро «Герман и партнеры» оказывает качественную поддержку в этом вопросе и поможет вам подготовиться к комплаенс-проверке или поможет проверить и предупредить ошибку в сотрудничестве с недобропорядочными партнерами. Это дополнительная помощь в избежании определенных рисков.
Получить консультацию можно по контактам:
тел: +38 (095) 685 05 83
+38 (068) 560 92 97